Модернизация БТИ только упростит жизнь

Сегодня особое внимание правительства привлечено к сфере БТИ, которое намерено модернизировать бюро, упростив процедуру выдачи технических справок и регистрации права на недвижимость. О том, как будет проходить упрощенная процедура технической экспертизы и какие функции останутся за БТИ, в эксклюзивном интервью телеканалу UBR рассказал адвокат, кандидат юридических наук Александр Браницкий.

UBR: Президент и Премьер-министр говорят, что сферу БТИ сегодня надо модернизировать. Что надо сделать, чтобы устранить монополию в БТИ, а с другой стороны — упростить процедуру технической экспертизы?

А.Б.: Сегодняшние шаги государства по созданию единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество, это — большой плюс и шаг вперед. Примерами этого является зарубежный опыт Эстонии и Грузии. Не совсем удачный пример России. Относительно функций БТИ вопрос остается неопределенным на сегодня. Поскольку функции, относительно регистрации прав на недвижимое имущество будут передаваться в государственную регистрационную службу Украины с 1 января 2012 года, мы будем обращаться туда ради того, чтобы зарегистрировать право собственности или иное право на недвижимое имущество.

UBR: Куда нам нужно будет идти за справками, выписками?

А.Б.: Этим будет заниматься государственная регистрационная служба.

UBR: А что тогда осталось за БТИ?

А.Б.: За БТИ остается осуществление функции технической инвентаризации помещений. Опять возникает вопрос, потому что были предложения внедрения частных структур, которые будут заменять или помогать осуществлять эту работу. Можно провести аналогию в сфере земельных отношений. В частности, проект землеустройства по отводу земельного участка может осуществить какая — либо организация, имеющая соответствующую лицензию. Так почему на нынешнем этапе только коммунальное предприятие БТИ может осуществлять такие функции.

UBR: Потому что БТИ – монополист.

А.Б.: Ведь мы забираем государственный реестр и передаем его государству в лице соответствующего органа, который должен осуществлять эти функции. В таком случае целесообразным будет ввести частные структуры, которые будут осуществлять функции, возложены сегодня на БТИ.

UBR: Тогда зачем вообще БТИ в таком виде, в каком оно существует? Пусть будут лицензированы частные структуры.

А.Б.: И качество услуг соответственно должно вырасти, потому что посещение какого -либо БТИ в какой — либо части нашей страны требует больших усилий.

UBR: Как будет выглядеть эта процедура? Как она может быть упрощенной?

А.Б.: На самом деле это будет большим шагом вперед, поскольку чрезвычайно упростит ту процедуру, которая существует на сегодняшний день. Можно спрогнозировать, что после регистрации прав собственности в Государственном реестре прав на недвижимое имущество лицо во время осуществления той или иной сделки обращается к нотариусу, он соответственно берет выписку из госреестра и совершает сделку. То есть лицо минимизирует затраты на получение выписок, справок и так далее. В данном случае остается вопрос, относительно функций БТИ: будет ли оно заниматься технической инвентаризацией, необходимо ли нотариусу при заключении сделок документ, который будет указывать, что соответствующее помещение, здание, квартира не имела незаконных перепланировок, или мы от этого отойдем и будем полагаться на сознание каждого украинца, потому что недавно была введена уголовная ответственность за незаконную перепланировку. Ведь если есть несущие стены, и они не создают угрозы, опасности для жизни и здоровья людей, собственник имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, может из своей квартиры сделать студию, если технические свойства здания это позволяют.

По материалам: УБР